Хютте – окно в природу

Хютте – окно в природу

Чтобы понять, что хютте значит для норвежцев, нужно узнать, какую роль он играет в их жизнях.

Хютте – коттедж, можно перевести это слово также как "дача". Хютте норвежцы имеют в частной собственности или арендуют на побережье, в горах, всегда далеко от городов. Хютте – символ простого, «первобытного» образа жизни, свободного от всяких элементов технического прогресса, но фактически свидетельство обеих аспектов жизни. Иначе говоря, видимость - первобытность, а то, чего не видно, служит тому, чтобы избежать неудобств необитаемости. Хютте – не только летняя дача, поскольку зимой норвежцы любят во время выходных праздничных дней отправиться в горы. Хютте, как и все здания в Норвегии, строят основательно, крепко, чтобы они не могли разрушиться под тяжестью снега.

В маленьком, но чаще благоустроенном коттедже есть электрический свет, производимый благодаря солнечным батареям. В сарайчике позади хютте - несколько двигателей внутреннего сгорания с генератором 4,5 кВт. Возможно, холодильник, работающий на пропане, так же как и кухонная плита. Диапазон базовой станции не распространяется для мобильных телефонов, однако при необходимости позвонить, можно привести в действие какой-нибудь старый приемопередатчик на 450 МГц и подключиться к любой общественной телефонной сети в мире.

Бывает и так, что хютте находится в очень отдаленном месте, среди дикой природы, без всякого электричества, проточной воды, дорог, и многие норвежцы предпочитают такое бегство от благ цивилизации самым блаженным и «комфортным» выбором. Для этих людей невозможна мысль о полноте жизни, если они не смогут наблюдать за беркутом или арктической полярной гагарой из кухонного окошка своего хютте. Больше половины населения Норвегии, по свидетельству экспертов, отправляются на встречу с природой в хютте, проживая в классическом красного цвета домике или в современные дни другого цвета (иногда хютте бывает и на колесах).

Воистину, невозможно описать словами те чувства, эмоции, запахи, когда надеваешь одежду, выстиранную в горном потоке и затем вывешенную сохнуть на большой старой сосне. Или наслаждение колдовским светом от свечей или керосиновых ламп (когда нет электрического света), успокаивающим потрескиванием березовых поленьев в открытом очаге среди полной тишины зимой, когда любой звук поглощается сияющим под яркими звездами снегом. Морозным утром - живительный наружный душ (из двух-трех ведер подогретой воды). А летом слушать отдаленный ласкающий слух игривый рёв водопадов.

Хютте называют окном в природу, которая занимает в душах норвежцев особенное мистическое место.

Каков норвежец, вернее, что представляет собой норвежская душа? Может, например, какой-нибудь иммигрант, переехавший в Норвегию и проживший в стране несколько лет, умеющий говорить неплохо на норвежском языке, полюбивший норвежскую кухню, научившийся ходить на лыжах называться норвежцем?

Норвежцы ни одно поколение задавались вопросом кто они, каково их место среди других народов, и боролись за свою идентичность.

Норвегия в течение 400 лет до 1814 года управлялась Данией, государственным языком страны был датский, затем Швеция взяла на себя руководящую роль. Когда Норвегия, наконец, обрела независимость в 1905 году культурное собрание страны, то, что отличало Норвегию от Дании и Швеции, было представлено Нидаросским собором в Тронхейме, и географическими особенностями.

Но Норвегия смогла представить миру выдающегося композитора Эдварда Грига, чья музыка, нежная, лиричная, часто причудливая, воспевает пейзажи Норвегии и воссоздает уникальный норвежский фольклор.

Григ большую часть своей удивительной музыки написал в крошечной деревянной хижине на краю Хардангер-фьорда, вдохновляясь величественными возвышенными норвежскими пейзажами и вплетая в ноты звуки самой природы. Другие гениальные норвежцы живописали их с помощью слов и кисти. И если Норвегия испытывала какой-то недостаток в культурном наследии, то всё восполнялось разнообразными живописнейшими пейзажами.

Национальное самосознание постепенно принимало форму образа жизни, который характеризовался уважением и любовью к природе, близостью и глубоким пониманием природы. В отличие от норвежцев, здоровых, практичных, выносливых, любящих природу, датчане и шведы казались изысканнее, утонченнее в манерах, воспринимавшие природу как возможность отдыха, а не существования в ней, и предпочитавших городской образ жизни. Таким вот образом, был «утверждён» национальный символ и национальная идентичность.

Иногда задают вопрос, кто же изобрел хютте? В принципе никто, поскольку хютте – современное воплощение сетер, горной фермы, достигшей расцвета в развитии в середине 19 века.

Чтобы сохранить как можно больше сена на фермах и иметь возможность досыта накормить коров, овец, коз зимой, начинали пасти скотину в горах с весны и всё лето. Часто подростки девочки или доярки присматривали за скотиной, проживая в небольшой комнате в хижине, в которой размещались животные на ночь. Из молока делали масло и сыр. Фермер в выходные дни приносил свежие припасы и забирал молочные продукты, чтобы продать. Сетер хижины строились часто группами, и обитатели, собираясь по выходным, танцевали, пели, праздновали окончание трудовой недели. Пока рабочая сила была дешевой и многочисленной сетер система благоденствовала. Но последующие десятилетия ознаменовались большим ростом иммиграции норвежцев, затем возрастанием заработной платы, в конце концов, привело к тому, что сетер система в конце 19 века постепенно стала приходить в упадок. В середине 20 века потребители стали предпочитать молоко, масло, сыр различные на вкус и по виду, и сетер система перестала существовать, вообще.

После войны у норвежцев появилась в домах проточная вода и электричество, но, тем не менее, каждый год, как только сходил снег, несмотря на то, что сетер система перестала являться частью сельскохозяйственной экономики, многие люди, оставив приобретенную роскошь, отправлялись проживать в течение летнее сезона в горы.

Сегодня норвежцы в осмыслении других народов нация, которая боготворит природу, и многие героические фигуры из Норвегии укрепили это понимание. Среди них Арне Нэсс - известный норвежский философ, эколог, альпинист в 1950 году, принимая участие в природозащитных акциях, сначала участвовал в экспедиции в Гималаи, потом прожил много времени в крошечной, изолированной хижине в горах между Осло и Бергеном, выше линии деревьев.

Норвежское правительство, безусловно, всегда на страже в деле защиты окружающей среды, поскольку для норвежца – это его жизнь, образ жизни, душевное спокойствие.

1 комментарий на “Хютте – окно в природу”

  1. Александр:

    Хоть я и не норвежец, всегда мечтал пожить в таком домике среди гор. Интересная статья, спасибо.

Комментировать