Украшения в бюнаде

Украшения в бюнаде

Серебро, вообще, играет важную роль в норвежской мифологии, религии и истории. Многие фермеры в прошлом, чтобы пополнить небольшой семейный бюджет, становились ремесленниками. Соответственно серебро своего рода являлось символом статуса. Серебро, по мифологическим воззрениям норвежцев, обладает магической силою, и его хранят сверхъестественные недобрые существа «хулдрефолки» (хулдра). Верили, что люди, добывавшие серебро в горах, состоят в приятельских отношениях с хулдрефолками. Люди носили серебреные изделия, чтобы защититься от хулдрефолков, никто не знал, когда они могут появиться и причинить зло. Матери прятали серебро в одежде младенцев, потому что хулдра могла поменять своего ребенка на человеческого младенца. В Норвегии хулдра обычно изображалась как типичная доярка, но очень красивая девушка, правда с коровьим хвостом.

Таким образом, серебреные ювелирные изделия – булавки, броши, цепи, ремни, пряжки, пуговицы, запонки, кольца, свадебные венцы – неотъемлемая часть бюнада.

Женские бюнады синего, черного, красного, зеленого,

белого цвета, состоят из длинной юбки, лифа, фартука, рубашки, шляпки, шали, шерстяных чулок. Мужской бюнад состоит из брюк до колен, чулок, рубашки, жилета, жакета, шляпы. Хотя мужские бюнады украшены вышивкой и драгоценностями меньше, чем женские, но они также очень красивые.

Вышивка, независимо от категории бюнада, является отражением культуры, которой норвежцы по праву могут гордиться. Вышивают почти все предметы национального костюма, в некоторых случаях даже чулки, перчатки и мужские брюки. Типов вышивки много – черная вышивка, мережка, вышивание крестиком, хардангер с её четкими геометрическими формами и много ещё. Много платков имеют две разные стороны по цвету – одна сторона для траура, на которой вышита белая роза (символ траура), другая сторона с праздничной вышивкой.

Материал, из которого изготавливают бюнад, зависит от исторического периода и имеет такое же значение, как и в прошлом. Иногда сложно найти материал хорошего качества, вернее соответствующий оригинальным тканям. Например, грубую плотную шерстяную ткань (Wadmal), тонкое шерстяное сукно, твид, льняные и хлопчатобумажные ткани, сотканные в домашних условиях. В течение 18 столетия появились новые материалы, которые в некоторой степени изменили бюнад. Из шелка, шерстяной парчовой ткани, коломянки с полосами или цветочными орнаментами шили лифы, жилеты, шляпы, делали вставки в лифы и даже в юбки. Хлопок с печатными трафаретами использовался для передников и косынок.

Комментировать