Сага о Вёльсунгах

Сага о Вёльсунгах

Саги – эпические повествования об исторических, легендарных и мифических деяниях, исследованиях исландцев и других северных народов, часто стихи, написанные на древнеисландском языке. Одна из крупнейших литературных коллекций средневековых времен (13-14 века). Термин Сага, вероятнее всего, подразумевает Что сказано, но в настоящее время он уже не огранивается только определением для исландских саг.

Исландские саги можно разделить на три категории:

  • Саги Королей
  • Семейные Саги
  • Героические или Легендарные Саги.

Часто абсолютно реалистично они детализируют каждодневную земледельческую и политическую жизнь, описывают предприимчивые путешествия Викинга. Есть семейные истории, приключения и романы, и, иногда, комедии. Саги столь же интересно читать сегодня, как и в ту эпоху, когда они были созданы, поскольку истории изображают основы, противоречия, простые импульсы перед лицом суровой судьбы. Всего существует тридцать основных саг и десятки коротких историй.

Героические саги (или форнальдарсогр – саги о древних временах) сосредоточены, главным образом на цикле о Нибелунгах и таких героях как Сигурд (от древнеисландского слова сигр-победа) и Сигмунд.

Сага о Вёльсунгах, которую написал неизвестный автор 13 столетия, представляет особенный исторический интерес, рассказывая о гибели рода Вёльсунгов, историю Брюнхильд. Сага о Вёльсунгах – это история любви и предательства, приключений и трагедий нескольких поколений героического рода Вёльсунгов, начиная с сына Одина – Сиги. Сагу можно разделить на две или даже три части: Первая – о предках Сигурда, самого знаменитого героя из рода Вёльсунгов и его сестры (и подруги) Сигню (Сиги, Рерир, Вёльсунг). Вторая - о Сигурде. После смерти Сигурда интерес сосредотачивается на жизни и деятельности жены Сигурда Гудрун (из рода Гыокунгов) и шуринов.

Сага о Вёльсунгах в значительной степени основывается на эпической поэзии, Старшая Эдда, норвежских легендах, устном фольклоре. Самое известное раннее иллюстрированное (графическое) представление традиции - резьба Рамсунн (Швеция) на одном из камней Сигурда (11 век), но сам сюжет гораздо древнее и описываемые события относятся к пятому веку.

Существует только одна рукопись, датируемая 1400 годом. В 1657 году Бриньольфур Свейнссон, епископ Скалхольта и литературный деятель представил её королю Норвегии и Дании Фредерику III. Рукопись сохранялась в королевской библиотеке в Копенгагене, но впоследствии затерялась (в библиотеке) и не была обнаружена до 1821 года. В настоящее время она хранится в Копенгагенской библиотеке.

Несмотря на то, что Сага о Вёльсунгах рассказана достаточно простым языком, запутанность, длина, эпизодический характер саги мешает синтезировать сюжет.

Эпопея начинается с того момента, когда Сиги, слывший сыном Одина и великим охотником, сослан из родных мест за то, что убил раба Бреди, принадлежащего Скади, из-за ревности, так как Бреди был лучшим охотником, и скрыл тело в сугробе. Руководимый Одином, Сиги вместе с дружиной (отец дал ему при расставании) завоевывает Гуннскую землю, женится и у него рождается сын, Рерир. У Сиги было много завистников в лице братьев жены и, в конце концов, его уже в преклонном возрасте убивают. Рерир должен отомстить за смерть отца и вернуть трон. Храбрый Рерир убивает своих дядей и других врагов и благодаря многим победам во время войн с конунгами-соседями и основывает огромную империю.

Но была у Рерира одна проблема, не может он иметь детей. Вместе с женой они горячо молятся, и желание их исполнено. Фригг, супруга Одина передает золотое яблоко через свою валькирию, дочку великана Хримни, которая в образе вороны роняет яблоко на колени Рерира. Рерир осознавая значимость божественного знака, съедает яблоко вместе с женой. Вскоре жена Рерира забеременела, правда, беременность длиться шесть лет. Рерир, участвуя в очередной войне, заболевает и умирает. Жена же Рерира решает, что нет больше смысла жить, и приказывает вырезать ребенка из матки. Вёлсе (или Вёльсунг) рождается уже высоким и сильным юношей.

Как дед и отец Вёльсунг он становится великим воином и королем Гуннской земли. Он женится, у него рождаются девять сыновей и одна дочь. Сага о Вёльсунгах повествует об их жизнях и делах, включая смерть Вёльсунга, далее уделяя внимание следующим поколениям, приключениям, борьбе с разными мифологическими существами.

Среди запутанных эпизодов, насыщенных заговорами, основная и повторяющаяся тема саги - борьба за власть. Через многие характеры героев Саги о Вёльсунгах исследуются многие формы власти, последствия, зависящие оттого, наделен ли персонаж или нет ею, обязанности и обязательства, облеченных властью людей. В пределах структуры произведения изображены человеческие эмоции – любовь, ревность, гнев, страх, месть, преданность в ещё пока не совсем оформившемся государстве, то, что выглядит уже более совершенно в поздних классовых обществах.

Сага о Вёльсунгах, включенная в культурное достояние Исландии, имела огромную популярность как часть литературного наследия. Происходя в большей степени из ряда устных легенд, в девятнадцатом веке она приобрела ценность, как пример подлинного опыта, истинных человеческих взаимоотношений - в то время, когда индустриализация, новые экономические и социальные связи, основывавшиеся на меркантильных интересах, казалось бы, изменили природные свойства, присущие человеку.

Музыкальная иллюстрация: Исландская баллада «А Спренгисанди» (Через Спренгисандур, Спренгисандур –высокогорная дорога в Исландии), иллюстрирующая древний исландский воинский дух.
Текст песни написан Гримуром Томсеном в 19 веке.

Комментировать