Резьба по дереву в Норвегии

Резьба по дереву в Норвегии

В искусстве Скандинавии (конкретно Норвегии) важным средством художественного выражения всегда была резьба по дереву.

Деревянная резьба хитроумного плетения, деревянные скульптуры, обнаруженные на погребальном драккаре (драккар – «корабль-змея» или - дракон) викингов (Осебергский корабль, найденный близ Осло в Осеберге или Усеберге), настолько оригинальны, что едва найдутся сегодня художники, которые смогут копировать работу.

Мастерство резьбы по дереву на лодках, санях, повозках, церквях, объектах найденных в Норвегии, удивляет безграничной фантазией и является доказательством художественных навыков, существующих вне времени.

С введением христианства строились все новые церкви и резьбой по дереву украшали божьи дома. Большинство дверных проемов в норвежских каркасных церквях (Ставкирка) украшено невероятной резьбой, некоторые образцы которой можно смело назвать передовым скандинавским искусством. Ставкирка в Урнесе (Норвегия) определяет так называемый урнесский стиль, расцвет скандинавского «звериного стиля». Ставкирки Валдреса демонстрируют орнаменты в виде стилизованной виноградной лозы.

Церковь Хюлестад (13 век) больше не существует, но одна из её дверей экспонируется в Музее Античности в Осло. Можно сделать изумляющие выводы о мастерстве уже по одной двери, на которой вырезаны некоторые сцены из Сказания о Сигурде; Регин кует волшебный меч, вручает Сигурду, им Сигурд убьет дракона Фафнира. В ставкирках мастера резьбы по дереву часто создавали фантастические и пугающие образы на потолке, преследуя цель смутить набожных людей.

В годы норвежского Ренессанса в конце 17 века искусство резьбы по дереву ограничивалось церквями, где сложившиеся традиционные причудливые образцы украшали запрестольные образа, кафедры проповедников. Но резьба по дереву являлась и средством для украшения интерьера дома; резные карнизы, резная мебель, предметы обихода, например валики для глажения белья.

Восемнадцатое столетие – Золотой Век резьбы по дереву в Норвегии. Квалифицированные мастера создавали сложные орнаменты, мотив «акант». Акант был использован для запрестольного образа (1699) голландским мастером в кафедральном соборе в Осло. В  искусстве средних веков изображенье листьев аканта ассоциировалось с чертополохом и терновым венцом, напоминающим о страданиях Христа. Одновременно акант – символ жизни. После украшения в Соборе в Осло акант можно встретить в окружающей обстановке в Хедмарке, а позже и в

долине Гудбрандсдал. Первым ремесленником в области Гудбрандсдал и самым прекрасным художником-резчиком считается Якуп Берсвэйнссон Клукстад, который украсил запрестольный образ и кафедру священника в церкви Лесья (1749), расположенной на холме в центре долины Гюдбрансдален. В этих местах работало много мастеров, чьи имена навсегда останутся в истории уникального норвежского искусства.

В начале 1800 годов главным для искусства резьбы по дереву становится украшения интерьера домов. Листьями аканта резчики украшали как крупные вещи, буфеты, напольные часы, так и мелкие – рамки для фотографий, сувенирные предметы.

Многие резчики орнаментом акант оформляли надгробные плиты, изготовленные из типичного для долины Гудбранда стеатита (мыльного камня).

В последней четверти 19 столетия в учебных заведениях долины Гудбрандсдал и в Хардангере были организованы образовательные классы для изучения мастерства резьбы по дереву.

Ларс  Кинсарвик из Хардангера развил новый стиль, Стиль Дракона, основанный на декоративных темах, заимствованных из времен викингов и орнаментов, которыми украшали ставкирки.

Ларс Кинсарвик был не только талантливым педагогом, его считают законодателем моды в таком уникальном искусстве. Его работами - это чаще всего мебель - украшены ряд кафе по всей территории Норвегии, несколько церковных интерьеров - в частности на западе   Норвегии.

Ведущим образовательным учреждением в области резьбы по дереву в Норвегии считается Школа искусств и ремесел (Хьерлэйдс Хусфлидсскуле, Hjerleids Husflidsskule) в коммуне Довре.

Комментировать