От каменных и кованых заборов к…национальному шведскому романтизму

От каменных и кованых заборов к…национальному шведскому романтизму

В конце девятнадцатого и начале двадцатого века шведские архитекторы нового поколения нетерпеливо искали то, что можно было бы назвать «современным стилем». Со свойственной их работе  эклектичностью, они начали копировать старинные стили. Несмотря на процветание Ар-нуво на всем европейском пространстве, частично повлиявшем и на шведских архитекторов, они видели этот стиль как слишком «международный». Также как архитекторы, художники Ар-нуво, шведы, искали вдохновение в старинных, но подлинных для Скандинавских стран кустарных промыслах и архитектуре периода Ренессанса. Результатом их творческих достижений стало то, что в настоящее время называют «национальным Романтизмом» в архитектуре, который достиг своего процветания примерно в 1910 году.

В результате работы архитекторов с «пригодными для жизни» материалами, изделия кустарного промысла стали важной частью архитектурного стиля. Ничто не должно быть сделано, если оно не приносит радости для автора и для потребителя. Изделия кустарных промыслов, изготовленные вручную, должны были представлять произведения искусства, а мастер быть не просто специалистом в изготовлении кованых заборов или глиняных ваз, но одновременно ремесленником и художником. Возьмем, например, кирпичное искусство или кованые изделия. Ковка, которую ценят и умеют делать и сейчас http://www.ironmaster.ru/ - одно из самых любимых скандинавских декоративных искусств. Шведские архитекторы кропотливо собирали сведения о фольклорной культуре, о  великолепнейшей архитектуре дворцов и замков времен правления шведского короля Густава I Васа, о причудливых древнеисландских мотивах. Многие из монументальных зданий в стиле «скандинавского романтизма» демонстрируют черты старинных замков.

Проектировщики, повернувшись к ранним средневековым и даже доисторическим временам, возобновили интерес людей к сагам и «эддам», родным северным мотивам. Но в отличие от ностальгического неоготического стиля в других местах, скандинавский национальный романтизм отражал социальные и политические идеалы через преобразованную архитектуру и декоративное оформление.

Один из блестящих примеров национально-романтического стиля церковь Мастуггет – символ Гётеборга.

Башня, самая интересная структура в комплексе церкви, в высоту составляет 60 метров. Огромные гранитные блоки в высоких стенах башни церкви, формируют перекресток между холмом и вырисовывающиеся тёмным силуэтом кирпичными стенами других построек, кажется, что вся церковь вырастает прямо из скалы. Это главная тема скандинавского романтизма – архитектура в гармонии с природой, как-будто они неразрывны. И дело тут, конечно, не в кованых заборах, однако красивыми объектами из кованого железа украшен шпиль башни. Большой шар с крестом, крест декорирован  золотой монограммой и литыми листиками. Великолепен (кованый) бдительно обозревающий город флюгер-петух на конце шпиля.

Много деталей церкви изготовлены из природного камня (булыжники) разного размера. Стены подвала, ризница, заборы, другие постройки, сделаны из «пригодного для жизни» материала, натурального и примитивного, не произведенного индустриальным способом материала, напоминающего о глубокой старине.

Над алтарем в церкви триптих (Иисус в Гефсиманском саду с левой стороны, смерть Иисуса – с правой стороны, и Воскресение Иисуса). Алтарь и жертвенник изготовлены из мыльного камня, по обе стороны находятся подсвечники из кованого железа. Стены украшены резными деревянными скульптурами ангелов и святых праотцов.

Национальный романтический стиль в скандинавских странах, бесспорно, явление уникальное. Архитекторы стали акцентировать внимание на декоративных искусствах, на соблюдении традиционных строительных техник тогда, когда индустриализация буквально неистовствовала, создавая «мертвые», однородны продукты. Архитекторов, ремесленников на тот момент, по существу, заменили инженеры, строившие новые фабрики, железнодорожные объекты, структуры в железе и стекле, без каких-либо эстетических стремлений.

Но в то же время национальный романтический стиль имел существенную проблему, он определял границы в социальной среде. Для обычных людей не существовало дилеммы. Красивые во всем дома – будь то кирпичная кладка, резьба по дереву, кованые заборы, или дешевое индустриальное изготовление? Национальный романтизм остался в истории явлением для элиты.

Комментировать