Нидаросский собор

Нидаросский собор

Центральная Норвегия всегда играла ключевую роль в истории страны. Сражение в 1030 году при Стиклестад -  известнейшей деревне недалеко от Трондхейма - стало поворотным моментом в христианизации страны. Нидарус (или Нидарос,что значит в устье Нида, настоящее название Трондхейма) являлся первой столицей Норвегии, политическим, религиозным, культурным и коммерческим центром страны, местом паломничества на протяжении более четырех столетий средневековья. Но и в современные дни, несмотря на свои скромные размеры, это один из самых впечатляющих и ярких городов Северной Европы. Музыка, искусства, культура, альтернативная политика, технологии, оживленная студенческая и бурная ночная жизнь… все интересно в Трондхейме.

Классическое историческое наследство объединилось вокруг центра города. И самый изумительный среди важного достояния Норвегии - собор в Нидаросе,  крупнейший архитектурный памятник  средневековья в  Скандинавии. Именно в Нидаросском соборе находится захоронение Святого Олава -  норвежского короля и национального героя.

Олав Харальдсон в истории собора в Нидарусе

История собора начинается с вождя викингов, который стал королем, а затем святым. Это был Олав Харальдсон. Родился он в 995 году на юго-востоке Норвегии, в Рингерике. Уже подростком он вел традиционную жизнь викинга, служил наемником при герцоге Нормандии и английском короле Этельреде II Безрассудном. В восемнадцатилетнем возрасте Олава окрестили в Руане (Франция) и вскоре он оправился на святую землю, в Иерусалим. Его паломничество сопровождалось видением, в котором он получил руководство вернуться в Норвегию и потребовать себе королевского трона, что Олав и сделал. Возвратившись в Норвегию, он одолел своих врагов, стал первым национальным королем, эффективно руководившим страной. В годы его тринадцатилетнего господства он совершил несколько миссионерских туров в отдаленные части страны. Но Олав был чрезвычайно консервативен и даже агрессивен в навязывании новой религии, чем вызвал конфронтацию с языческими вождями. Олав потерял много сторонников в религиозной и политической борьбе, и в 1028 году Норвегию покорил Кнут Великий, король Англии и Дании. Олав был свергнут и отправлен в ссылку.

Христианские миссионеры стали прибывать в Норвегию в 10 столетии, но Олав значительно ускорил процесс христианизации страны.

Год Олав провел в Киеве, где его вновь посетило видение, в котором ему предписывалось вернуть трон и закончить обращение Норвегии в христианство.

Ещё год Олав посвятил созданию боеспособной армии. Но Олав был убит в Сражении при Стиклестад 29 июля 1030 года, при предпринятом им походе на Нидарус.

Олава похоронили у песчаной отмели (где находится собор Нидарос). Через год после смерти останки решили перенести. Когда открыли захоронение, оказалось, что тело осталось нетленным. Немедленно он был возведен местным епископом в святые и объявлен Святым Олавом в 1031 году.

Выше его могилы построили деревянную часовню. Люди, посещавшие эти места, чудесным образом выздоравливали, и вскоре весть об исцелениях была разнесена паломниками повсюду. После канонизации Святого Олава, город начал быстро расти и развиваться, в первую очередь как коммерческий центр. Приблизительно в 1070 году установили большую церковь, позже замененную готическим собором (1183-1300). Постоянные пожары наносили неоднократный ущерб собору, но всякий раз он возрождался благодаря труду людей. Последняя и основательная реконструкция была проведена в 1869 году и главный престол существующего собора находится на участке захоронения Святого Олава.

Святыня Олава

Перед Реформацией святыня Олава процветала, его гробницу из ценного металла украшали драгоценности. Она была настолько большой, что 60 мужчин вместе несли её во время ежегодной процессии. Во время Реформации в 1537 году, гробницу перевезли в Копенгаген, расплавили и отчеканили монеты. Паломничества в собор были под строгим запретом и лишь в течение прошлых нескольких десятилетий собору вернули статус священности. Несмотря на то, что собор, как и вся Норвегия лютеранские, тысячи и тысячи паломников из многих мест Скандинавии направляются из Осло в Трондхейм, чтобы прибыть туда в день смерти Олава, 29 июля. Норвежское правительство позаботилось о восстановлении почти 1000-километрового пути, проходящего по старым маршрутам и пилигримы, проходя по древней дороге в прекрасный город Нидарус, наслаждаются живописными пейзажами Норвегии.

Нидаросский собор – комбинация пленительных средневековых архитектурных стилей. Основанный на простой базилике 11 столетия, он был значительно увеличен в начале 12 века. Романские трансепты с тяжелыми изогнутыми окнами и художественным оформлением «зуб собаки» строили английские каменщиками из Линкольна.

Ранний готический восьмиугольник (1183-1220) включает резные карнизы вокруг внешней поверхности, напоминающие стиль церкви в Килпеке (Великобритания). Неф и хор с его аркбутанами и сложным узором, причудливыми горгулиями также в раннем готическом стиле. Неф имеет общие черты с собором Вестминстерского аббатства и собором Линкольна. Он был построен в начале тринадцатого столетия, но был разрушен в результате пожара в 1719; существующая структура кропотливо воссоздана в конце девятнадцатого века.

Западный фронтон в готическом стиле – внушительная стена с нишами, заполненными скульптурами, с башнями-близнецами и центральным высоким окном. Очень походит на кафедральные соборы в Экстере, Уэллсе, Солсбери, в то же время скульптуры испытывают французское влияние и напоминают скульптуры Реймского собора. Скульптуры, изготовленные в 1900-х, изображают апостолов, святых, персонажей Ветхого Завета, епископов, ангелов, аллегории Веры, Надежды, Любви.

Самая старая часть собора, что отмечено на надписи – Часовня Святого Иоанна (1161), посвященная Святому Иоанну и Святому Сильвестру. В часовне находится мраморный алтарь, изготовленный в 1985 году скульптором Харальдом Ворвиком.

Самые важные художественные работы собора – произведения фронтальной части алтаря (14 столетия), демонстрирующие во временной часовне, сцены из эпизодов жизни Святого Олава, наиболее известные ранние изображения.

В склепе собора собрана отличная коллекция средневековых надгробных плит, обнаруженных во время раскопок собора, некоторые датируются 12 веком, имеют надписи на латыни и старо норвежском, включают портреты покойных.

Прекрасным видом Трондхейма можно любоваться, поднявшись на башню.

Элла Михайленко

Комментировать