У истоков национальной живописи Норвегии

У истоков национальной живописи Норвегии

Национальная школа живописи появляется в Норвегии в 19 веке. До этого момента о самобытности говорить сложно, поскольку искусство Норвегии оказывалось под влиянием традиций живописи и скульптуры Германии, Голландии и в полной власти датского искусства.

Девятнадцатое столетие отметило начало новой эры пейзажной живописью.

В начале века чрезвычайно фешенебельным жанром являлся портрет, особенно среди аристократических представителей общества, много норвежских художников трудились на этом поприще и зарабатывали неплохие деньги, живописуя сильных и богатых мира сего. Якоб Мунк (1776-1839) известный в истории норвежской живописи как опытный портретист, придерживался в своих работах строгого, академического стиля. Следующее поколение живописцев-портретистов во главе с Маттиасом Столтенбергом (1799-1871) работали в более мягкой, сентиментальной, уютной манере, характерной для художественного стиля Германии, известном курьезным названием Бидермейер (Бидермайер), нечто среднее между романтизмом и ампиром.

Но в течение 1850-х рождается новое искусство – фотография, и портретисты вынуждены искать другой жанр для себя. Следующие десятилетия отмечены рождением поэтической пейзажной живописью Норвегии.

Ужасное состояние норвежской экономики после обретение независимости от Дании, не предоставляло никакой возможности реальной поддержки национального искусства. Университет в Осло, образованный в 1811 году, не имел художественного отделения. Но, кроме того, отсутствие королевского покровительства и упразднение класса дворянства стортингом уменьшало возможности, доступные для художников, что побуждало их покидать родину и искать работу за границей. Таким образом, корни норвежкой живописи могут быть прослежены в Дрездене, центре немецкого Романтизма.

Юхан Кристиан Клаусен Даль (1788-1857), «отец норвежской пейзажной живописи», связан с немецким романтизмом. После творческого периода, проведенного в Копенгагене, вернулся на родину, хотя с 1818 года жил преимущественно в Дрездене, чтобы писать пейзажи родной Норвегии. С самого их первого появления оцениваются как истинное изображение Норвегии и подлинная норвежская живопись. Стиль художника, прославившего норвежские пейзажи, напоминает голландца Якоба ван Рейсдала. Застывшие, с неподвижными фигурами, пейзажи Даля воплощают идеал немецкого Романтизма. Но самым неожиданным образом вот эта педантичная манера работы не создает ощущение бездушия, а напротив, дарит тончайшие лирические настроения. Новооткрытая независимость Норвегии от Дании особенно остро подняла проблему национальной специфики, в течение 1830-х и 1840-х интеллектуалы, художники настойчиво обращались к тому, чтобы определить, что же такое норвежская культура и искусство.

Главную роль в подъеме национального самосознания, понимания самобытных традиций в искусстве играло первое Общество Искусств, основанное 1836 году Ю. К. Далем, который большое внимание уделял и развитию художественного норвежского рынка.

Заметно повлиявшим на развитие пейзажной живописи считают и другого датско-норвежского художника - Юханнеса Флинту. Флинту много путешествовал по Норвегии, писал норвежские пейзажи, картины с изображением народных костюмов, обращался к темам общей скандинавской истории, которые оценивают как имеющие высокое культурное значение. Юханнес Флинту преподавал в Школе Рисунка в Христиании (1819-1851), где среди его учеников были подающие надежды романтики, например Ханс Фредрик Гуде.

После того, как Дрезден потерял свое значение можно сказать как «божественный» центр Романтизма в 1830-х, поскольку особенностью «дрезденских романтиков» было возвышенное, почти религиозное отношение к природе, поколение норвежских художников, следовавших за Ю.К.К. Далем, сосредоточились в Дюссельдорфе, позднее даже появилось наименование «дюссельдорфская школа».

Живописцы дюссельдорфской школы развивали идиллическое течение немецкого Бидермайера. «Дюссельдорф» сделал живопись доступной для норвежской общественности и, в общем, работы художников в норвежской искусствоведческой традиции стала называться «Национальный Романтизм».

Эугуст Каппелен (1827-1852), живописавший дикую природу Телемарка, Ларс Хертервиг (1830-1902), создавший фантазийные пейзажи, известные художники, работавшие в объединении «романтический дюссельдорф».

Адольф Тидеманд (1814-1876) изучал живопись и искусство в Копенгагене, Италии и, наконец, обосновался в Дюссельдорфе, но часто приезжал в Норвегию. В современное время Тидеманд является самым известным художником, запечатлявшим дикую норвежскую природу, норвежскую культуру, общую скандинавскую историю (его называют и первым историческим художником). В своих произведениях он представлял норвежского крестьянина, его национальное достоинство и человечность.

Вместе с Хансом Гуде они создали полотно «Свадебная поездка в Хардангер » (Брудеферден и Хардангер), которое является символом «норвежскости».

Чувство появившейся свободы стимулировало живописцев развивать и утверждать свою норвежскую идентичность. Заметно это в творчестве ученицы Ханса Фредрика Гуде - Китти Хьелланн (Килланд) (1843-1914) и ещё одной художницы - Харриет Баккер, находившейся под влиянием импрессионизма.

Амальдус Нильсен (1838-1932), преимущественно художник-маринист, Олаф Иссаксен (1835-1893), Карлс Сундт-Хансен (1841-1907), не менее достойные представители норвежского романтизма.

Акцент Романтизма сосредотачивался на норвежском крестьянине, даже в пейзажах западной Норвегии, изображениях береговой линии, на которых крестьянин работал одетым в национальный костюм.

И хотя на горизонте уже появлялось новое восприятие и соответственно новые течения в искусстве, романтизированное видение сельского труда стало материалом для народных легенд, крестьянин оставался символом подлинной Норвегии.

Комментировать