Кааре Клинт — пионер датского дизайна.

Кааре Клинт — пионер датского дизайна.

Кааре Клинт -  знаменитый датский архитектор и дизайнер мебели.
Он родился в Фредериксберге (часть Копенгагена) в 1888 году. Отец Кааре был знаменитым в Дании архитектором. С самого раннего детства он изучал живопись в различных частных художественных школах, затем в политехническом техникуме, а в 1903 году Кааре Клинт изучает архитектуру под руководством своего отца и архитектора Карла Петерсена, преподавшего Кааре традиции классического датского реализма. Педер Вильхельм Йенсен-Клинт являлся архитектором фантастически прекрасной Церкви Грундтвига в Копенгагене.

Грундтвигскиркен, наибольшая Евангелистская Лютеранская церковь в Скандинавии, национальный памятник. Грудтвиг, датский философ и общественный реформатор. После смерти отца Кааре Клинт, а затем, его сын Эсбен Клинт, заканчивали церковь. Желтые стены церкви, представляющей стиль, комбинирующей элементы собора и старинных датских загородных домов, видны издалека.

Первая главная инновационная работа явилась совместным творением Кааре и его наставника Карла Петерсена. В 1914 году они проектировали мебель для Художественного музея Фааборг (в Фааборге, о. Фунен). В это время и появился элегантный «Стул Фааборг» в неоклассическом стиле. Дизайнеры были вдохновлены британскими моделями эпохи Регентства, несколько вариаций на тему «стула Фааборг» были сделаны краснодеревщиками, работавшими с Клинтом между 1914 и 1923 годами.

Стулом «Фааборг» можно сказать была открыта эпоха датского «стулоделания». Основной акцент был сосредоточен на качестве работы и натуральной древесине (дуб и амбойна или падук).
Принималось во внимания, что стул должен быть легким, чтобы облегчить его перемещение для посетителей музея.

Огромная заслуга Кааре Клинта – основание школы мебели в Королевской Академии Искусств в Копенгагене, в 1923 году. На следующий год Клинт стал профессором архитектуры. Клинт преподавал дизайн мебели, который представлял, прежде всего, его личные мысли и идеи, он был настроен в пользу применения строгого математического функционализма при проектировании.

Два года спустя, Клинт спроектировал столовую в доме датского архитектора Поула Бауманна, в Копенгагене. В том же году он возвращается к сотрудничеству с Карлом Петерсеном. Вместе они создают интерьер для дома Датского Аукциона.

Без сомнения Клинта можно назвать учителем многих знаменитейших датских проектировщиков, среди которых Бёрге Могенсен, Ханс Йёрген Вегнер, Поул Кьерхольм, Оле Ванскер.

В годы Второй мировой войны художник тщательно изучает анатомию, чтобы создать мебель максимально отвечающую потребностям человеческого тела. Это было началом веры в функционализм, в то, что красота лежит в сфере строго практических применений мебели. Стандартное определение на долгие годы завладело умами датских дизайнеров. Клинт пришел к выводу, что ничего нельзя создать на «пустом месте», важно поддерживать мебельные традиции. В основе проекта мебели должно лежать знание об уже существующих предметах мебели или элементах окружающего мира, знание математики и человеческой анатомии.

В 1927 году Клинт создает «Красный Стул»,дизайн и пропорции которого повторяли английский стул 18 века с прямой спинкой. Только дизайнер удалил все ненужные, по его мнению, декоративные украшения, включая и изумительную кожу из Нигерии, заменив ее козлиной кожей. На первый взгляд «Красный Стул» изготовленный из красного дерева гораздо «тяжелее» на взгляд, чем дебютный «Стул Фааборг» и его нельзя было назвать имитацией английского стула, от которого он отличался радикально. Цель художника состояла в том, чтобы «вложить» в один предмет мебели форму, материал, дизайн и утилитарность.

Не менее важные работы Клинта – «Табурет Пропеллер» (1927), «Стул Сафари» (1930), который мгновенно стал популярным хитом. Стул с его оригинальными кожаными ремешками-ручками и мягкое сидение располагает к комфортному отдыху. «Шезлонг» (1933) из тика с плетеным сидением и спинкой изогнутой вдоль нежных, эргономических линий не оставляет равнодушным по сей день. «Церковный Стул» (1936). Вифлеемская Церковь в Копенгагене первой из церквей начала использовать стулья вместо скамей. Не менее примечательны шкафы Клинта (кабинеты и платяные шкафы), изготовленные из кубинского красного дерева.

Всем своим творчеством Клинт подчеркивал, что отличные материалы и прекрасное мастерство жизненно важны в создания высококачественной мебели. Все творения художника – плод обширных исследований. Основные мотивы для своей мебели он заимствовал из самого простого стиля дальневосточной мебели, стиля Чиппендейла, но в большей степени ему импонировал стиль американских шейкеров. Их мебель не представляла собой причудливые образцы, но была отлично сделанной и очень полезной для человека.

Кааре Клинт скончался в 1954 году, но работа всей его жизни явилась главным фактором, повлиявшим на современный скандинавский стиль. Большая коллекция работ талантливого дизайнера собрана в Музее Фааборг.

Элла Михайленко

Комментировать