Эмиль Арне Якобсен — датский мастер дизайна

Эмиль Арне Якобсен — датский мастер дизайна

Арне Якобсена можно смело назвать человеком эпохи Возрождения. Он способен был справиться с целым рядом профессий. Талантливый архитектор, замечательный дизайнер мебели и предметов интерьера, художник по тканям, он всегда работал с энтузиазмом и высоким профессионализмом. Его архитектурные проекты представлены в значительном количестве в Дании, Германии и Великобритании. Арне Якобсона считают ответственным за развитие и популяризацию «датского модерна». Элегантные и функциональные стул «Яйцо» или стул «Лебедь», комбинируют модернистские идеалы с истинно скандинавской любовью к натурализму. Несмотря на превосходные архитекторские проекты, среди которых шедевральная гостиница Рэдиссон Блу Роял (Radisson Blu Royal Hotel), Якобсена ценят во всем мире больше как дизайнера мебели. Вернее Якобсен, или «the fat man», как его назвали, являлся лидирующей фигурой в датской архитектуре, но вне Дании он производил большое впечатление как дизайнер мебели и других предметов, связанных с бытом. Для художественного оформления интерьеров гостиницы он создал мебель, лампы и ткани, столовые приборы, стаканы, керамические пепельницы, ручки дверей. Столовые приборы из нержавеющей стали были выбраны Стэнли Кубриком для «Космической Одиссеи 2001», как предметы будущего.

Арне Якобсен родился в 1902 году в Копенгагене. Юношей он был подмастерье у каменщика, прежде чем получить возможность изучать архитектуру в Королевской Академии искусств.

В 1924 году Арне Якобсен поступил в Королевскую академию изящных искусств, которую закончил в 1927 году.

С 1927 года по 1930 год Якобсен работал в архитекторском бюро Пола Холсо. В 1930 году он открыл собственную конструкторскую студию, которую возглавлял до самой смерти в 1971 году. В своей студии Якобсен работал над проектами новых достопримечательных зданий, создавал органическую мебель, интересные ткани, безупречную керамику и много ещё чего важного и интересного.

Будучи студентом Якобсен участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, («Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes», сокращение от названия - стиль «Ар-Деко») и выиграл серебреную медаль за проект стула. В этой поездке он познакомился с Луисом Барраганом, в будущем ставшим самым влиятельным архитектором Мексики, таким же, как Якобсон в Дании.

Прежде чем покинуть Академию, Якобсен посетил Берлин, где на него оказала огромное впечатление рационалистическая архитектура Людвига Миса и Вальтера Гропиуса, что в значительной степени повлияло на ранние работы молодого архитектора, включая проект для картинной галереи, который выиграл золотую медаль, когда Якобсен закончил Академию.

В 1929 году он заслужил право работать над проектом «Дома Будущего» и в сотрудничестве с Флеммингом Лассеном продемонстрировал смелое видение дома, доведенного до фантастического совершенства и укомплектованного даже взлетно-посадочной площадкой для вертолетов.

В течение всей своей деятельности на архитектурном поприще Якобсен всегда поддерживал самый высокий уровень. Он спроектировал много домов, беседок, больших жилых зданий, несколько общественных зданий (Ратуши в Орхусе и Сёллерёде, Школа Мункегаард).

С 1950-х годов Якобсен заинтересовался мебелью, вдохновленный произведениями американских дизайнеров-новаторов Чарльза и Рэя Имзов (Charles and Ray Eames). На него оказали значительное влияние идеалы его супруги Джоанны, дизайнера по тканям, и итальянского архитектура, историка архитектора и писателя Эрнесто Роджерса, полагавшего, что абсолютно любой элемент проекта одинаково важен «от ложки до города».

В 1958 году Арне Якобсена уполномочили проектировать новый колледж для Оксфордского университета. Архитектор на тот момент очень редко покидал свою студию в Копенгагене и практически не говорил ни на каком языке, кроме родного датского.

Один очень уважаемый английский архитектор прислал письмо в «Таймс», в котором открыто выразил свое недоумение и несогласие по поводу выбору Якобсена, поясняя, что это худшее из оскорблений британской архитектуре начиная с одиннадцатого века, после того как французу было поручено восстановление Кентерберийского собора, пострадавшего в пожаре в 1164 году. Якобсен, не напуганный столь авторитетным мнением, начал работу над проектом.

В 1964 году Колледж Святой Екатерины был торжественно открыт, и к архитектору пришло международное признание. Архитектор подтвердил свое представление о том, что каждый элемент здания, начиная от ручки на двери, должен быть гармонично сочетающимся со всем зданием и приносить максимальную пользу человеку.

Стул «Муравей» (1952), модель № 3100, стал отправной точкой его известности как дизайнера мебели и первым из многих легких стульев со спинкой и сидением, изготовленных из единого листа фанеры, на трех тонких стальных ножках.

Модель «3107» (1955) часто просто называют «Стулом № 7», в форме песочных часов.
Легкие, компактные стулья по популярности превзошли ожидания самого Якобсена. Редко, где можно не встретить стулья проектировщика, начиная с телевидения.

Стул № 7 является самым успешным проектом датской мебели и произведен в более чем пяти миллионов копий.

Арне Якобсен - создатель и другой классики двадцатого века - набора для коктейля и комплекта посуды из нержавеющей стали «Силинда-Лайн» («Cylinda-Line»), созданных в конце 1960-х годов для компании «Шелтон». Компанией управлял его приемный сын. Когда «Силинда-Лайн» была открыта, продажи были настолько плохи, что Петер Холмблад (Peter Holmblad), сын Якобсена, вынужден был посылать свою жену в универмаги Копенгагена, чтобы размещать заказы для компании. Якобсен три года ловко обходил просьбы сына, но, в конце концов, произвел семнадцать предметов, все цилиндрической формы. С тех пор «Силинда-Лайн» не переставала выигрывать различные международные призы, хотя сдержанный Якобсен настаивал на единственном, чтобы миксер Мартини использовался для горячего супа.

Несложные и вместе с тем изящные, структурно целостные произведения выдающегося датского художника в наши дни не теряют популярности и не проигрывают рядом с современными проектами нового поколения ведущих дизайнеров.

Элла Михайленко

Комментировать