Эдвард Мунк: женский образ

Эдвард Мунк: женский образ

В 1880-х годах живописный стиль Мунка был и натуралистическим и импрессионистским.

К 1892 году живописец сформировал синкретический стиль, оригинальное смешивание стилей, подчеркиваемый плоскими двухмерными рисунками. Стиль, который замечен в «Крике», работе, демонстрирующей насыщенные цвета, как смелый символический элемент.

В Берлине в 1892 году берлинский Союз художников пригласил Мунка участвовать в выставке, освященной прусской столице, которая состоялась в ателье Союза художников.

Но выставка была прервана из-за разгоревшегося скандала. Живопись Мунка называли безнравственной и анархической.

Берлинский период жизни решительно повлиял на обретение живописцем индивидуального стиля.

Доказательство этому «Крик», появившийся в 1983 году, в котором Мунк полностью отступает от всех ранних стилей, в которых он работал. Свободный от любой академической точности, он интересовался только движением цвета, как основным выражением драматического настроения.

В «Крике» был обнаружен стиль, который Мунк повторит в «Мадонне».

Странная Мадонна. Обнаженная женщина, печальное лицо, голова откинута назад, волосы ниспадают на плечи и оранжевый круг вокруг головы формируется в своего рода ореол.

Идеологическая двусмысленность Мунка в отношении женского пола отчетливо выражена в «Мадонне» (1894-5). Она и девственница, она и воплощение греха. В «Мадонне» появляется синтез мистических и эротических убеждений живописца.

Ещё в 1893 году в рисунке женщины, который он назвал Мадонна, лицо женщины, повернутое в профиль находиться как будто в «ореоле». И, несмотря на чувственность линий, нагота остается целомудренной.

В одной из пяти более поздних версий темы он, правда, делает понимание картины ясным и даже грубым (литография 1902 года). Яркое женское тело заключено в рамку, по которой устремляются сперматозоиды. В нижнем углу Мунк поместил человеческий эмбрион. Название произведения - Идеальное Представление Момента Постижения.

В 1894 году Мунк пишет ещё две картины, в которых тему женственности рассматривает с двух совершенно противоположных точек зрения, для него это два полюса физиологического и духовного развития.

«Половая Зрелость». У маленькой обнаженной девочки, сидящей на кровати, на лице вопрос.

«Вампир». Человек наклоняется, чтобы спрятать лицо на груди женщины, тогда как она собирается укусить его за шею. Женщина изображается как существо - желаемое и внушающее ужас, обольстительное и разрушительное. В основе восприятия, безусловно, любовные личные проблемы Мунка и в этом он похож со Юханом Августом Стриндбергом, шведским писателем, известным женоненавистником, которым он стал из-за не сложившихся браков. В своих письмах он женщину характеризовал и как Мадонну и как Вампира.

Женщина в переменных ролях, мать-защитница, сексуальный партнер, пожирающий вампир, предвестник смерти (много рисунков и гравюр женщины в сопровождении скелета), служит главной героиней в ряде произведений Мунка под загадочными заголовками.

2 комментария на “Эдвард Мунк: женский образ”

  1. marmore:

    Да, Мунк – художник не обыденный, своеобразный. Конечно, не всякой женщине приятно лицезреть подобного рода образ Мадонны, понимая, что ее собственная суть была бы воспринята художником не только комплиментарно. Зато надо отдать должное его творчеству в том, что оно искренно. Не все мужчины имеют комплексы, присущие Мунку. Однако, и таких не мало. Искренность Мунка помогает мудрой женщине постигать некоторые грани мужской натуры.

  2. Айдар:

    Конечно женщина Вампир! И несет опасность. Но уверен не каждая настолько разрушительная.

Комментировать