Эдвард Мунк: пора меланхолии

Эдвард Мунк: пора меланхолии

В своем самом очевидном проявлении экспрессионистская живопись является очень лиричной и драматичной. Она имеет тенденцию преувеличивать человеческие эмоции, в особенности горе, беспокойство, и приводить к точке наивысшего напряжения. Стиль живописи, для которой главными мотивами являются печаль, несчастье, трагедия, униженное положение, все, что можно характеризовать как человеческая драма, сконцентрированная в сообщении, которое передает персонаж. Иногда и чистые пейзажи причисляют к экспрессионистскому стилю, но экспрессионизм – это все-таки в большей степени человеческая эмоция.

Считается, что основой для экспрессионизма, как стиля живописи, стало творчество выдающегося норвежского живописца-символиста, графика, Эдварда Мунка (1863-1944), художника, который по его собственным словам всегда пытался вскрыть человеческую душу.

«КРИК» (1893, первоначальное название "Отчаяние"), возможно, самая знаменитая работа, своего рода культурный фетиш современности. Известна она и потому, что репродукции картины постоянно появляются на футболках, кофейных чашках, сувенирах, «Крик» - популярная татуировка.

«Крик» являлся одним из произведений серии «Фриз Жизни», в которой живописец изображает психологические силы, влияющие на человека в его цикле жизни от рождения до смерти (одиночество, тоска, смерть, эротика).

Искусство Мунка очень четко отражает, что ощущают современные люди, когда душа находиться в конфликте с окружающим миром.

В живописи Мунка, Крик, в виде фигуры на переднем плане с широко открытым ртом и зажавшей голову двумя руками, доминирует над всей композицией, буквально навязывает нам свое чувство. Человек идет по дороге, которая исчезает на расстоянии, он находится спиной к пейзажу, в котором пространство, занятое темно-синей водой противопоставляется красным полосам на желтом небе. Крик человека, оказавшего во власти неизвестного ужаса, не произвел бы такого сильного впечатления, если живописец использовал бы другую технику, изображая пейзаж. Весь пейзаж, созданный мягкими и нерешительными мазками, изображает неуверенность, неустойчивость, колебания, страдания, тревогу человека.

Семья Мунков в прошлом была известной семьей интеллектуалов, священнослужителей, учителей и докторов. Якоб Мунк брал уроки живописи у самого Давида и стал профессиональным портретистом. Андреас Мунк, известный в Норвегии писатель.

Эдвард Мунк родился в 1863 году в Лётене. В 1864 году семейство переехало в Христианию (Осло).
Отец – военный врач, тщательно контролировал образование своих пяти детей. В течение долгих зимних вечеров дети с восхищением погружались в тайны приключений, отец читал им старые саги, собранные в «Легендах о Богах и Героях Севере», книгу, составленную дядей-историком.

Но финансовые затруднения и отчаяние, вызванное смертью жены от туберкулеза в 1868 году, наложило на весь домашний быт атмосферу беспокойства. В 1877 году умирает от той же болезни и любимая сестра Эдварда, Софи, трогательное воспоминание о которой - произведение «Больной Ребенок».

«БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК» прикасается к такой теме как хрупкость жизни. Сам Мунк назвал картину «прорыв в моем искусстве», и сделал несколько вариантов живописного полотна.

«Болезнь, безумие, смерть – темные ангелы сопровождали меня всю жизнь, с самой колыбели». «Они находятся у моей кровати, когда я закрываю глаза, угрожая мне смертью, адом и вечным проклятием». Противоречивый, неровный характер, сложившийся под влиянием тяжелого детства, сам художник называл даром Божьим. Все бедствия, которые имели место в его жизни, указали путь в жизни. 8 ноября 1880 года Мунк записал в дневнике «решено, я буду живописцем», после непродолжительного обучения в техническом колледже.

Мунку исполнилось 25 лет, когда умер отец, а вскоре его сестра Лора сошла с ума и остаток жизни провела в приюте для психически больных.

После смерти матери отец проводил все дни и ночи в своей комнате в постоянных молитвах, что, несомненно, пугало Эдварда. Как навязчивая идея погружается его живопись в воспоминания. В 1902 в гравюре «Молящийся Старик» Мунк изобразил своего отца.

Приняв решение стать живописцем, Мунк зарегистрировался в государственной Школе Искусства и Ремесел, где его учителями были скульптор Юлиус Миддльтун и живописец Кристиан Крог. Некоторые сохранившиеся работы этого периода демонстрируют академическое усердие и довольно строгую палитру. Это несколько интерьерных сцен, виды Христиании, два портрета, которые уже обнаруживают силу экспрессии живописца, способного передавать характер лица минимальными средствами.

Лора в возрасте четырнадцать лет, появится вновь в «Вечернем часе на Вренгене» (1888), и замечательный автопортрет, на котором Мунку меньше 20 лет. Симпатичная, но строгая внешность, которую женщины находили чрезвычайно привлекательной, однако робость, застенчивость и даже в молодом возрасте недоверчивость, всегда заставляло держать их на расстоянии. Ранние произведения еще не проявляли его истинной манеры, но Мунк уже черпал вдохновение в меланхолии, которая определила основное настроение в портретах его сестры Ингер.

Мунк арендовал студию в богемном районе Осло, где очень быстро попал под влияние Ханса Хенрика Егера, философа-нигилиста, светского человека и прожигателя жизни, общепризнанной целью для которого было привести каждого нового члена «Богемы Христиании», так назывался кружок норвежской богемы, к моральному разложению или самоубийству. Мунк выбрал эту модель жизни и провел десятилетие в угаре богемской рапсодии. Абсент. Опиум, Сифилис. Случайные любовные интрижки. Голод. Нищета.
И ЖИВОПИСЬ!

Преднамеренно незаконченная, но выразительная манера завоевала ему прозвище «Биццарро» (на итальянском языке оригинальный, эксцентричный).
Его работы высоко оценили в Берлине, особенно художники экспрессионисты Эмиль Нольде и Эрнст Людвиг Кирхнер.


Элла Михайленко

2 комментария на “Эдвард Мунк: пора меланхолии”

  1. Montesquieu:

    Эдвард Мунк – величайший художник. Поразительно, как можно красками вскрыть человеческую душу.

  2. Ahat:

    Первая книга импрессионистов, которую я приобрела в юности. И на суперобложке картина «Крик». Кто это женщина или мужчина бежит, объятый ужасом? Да это и неважно. Это Оно, без имени и пола. Почему-то, именно, это произведение Здварда Мунка потрясло меня и запомнилось больше всех остальных его работ.

Комментировать