Эдвард Мунк. Поиски живописи.

Эдвард Мунк. Поиски живописи.

Впервые Мунк покинул Норвегию в 1885 году. Поездка в Париж состоялась благодаря великодушию друга отца норвежского художника-пейзажиста проживавшего в Париже Фрица Таулова, кто первым обратил внимание на молодого художника.

Во время своего краткого пребывания в столице искусств, Мунк обследовал не только Лувр, он был потрясен творчеством Ван Гога, что заставило Мунка пересмотреть проблему цвета в своей живописи.

Но по возвращению в Христианию он вскоре выработал особенный выразительный стиль, соединявший в себе экспрессивность линий, подчеркнутых широкими мазками, схематичность изображений и символичность цвета.

В 1885 –1886 году появляется его первый шедевр «Больной Ребенок». Всего Мунк создал пять вариантов живописи. Картины сохраняются в Национальной галерее в Осло и в галерее Тейт в Лондоне, кроме того, только лицо главного персонажа живописного произведения появляется позже в рисунках, гравюрах, литографии.

По сути, это еще не экспрессионизм в строгом понимании, напротив, манера изображения больной девочки – деликатное воздержание от любого проявления чувства. Свободой трактовки и субъективной независимостью цвета относительно формы, Мунк обязан импрессионизму. Та же свобода присутствует и в двух других произведениях «Танец» и «Тэт-а-Тэт». В «Тэт-а-Тэт» лицо женщины проглядывает через завесу дыма, который поднимается вверх из трубки мужчины. Хотя это прямой продукт импрессионизма, Мунк использовал более темную палитру цветов, не характерную для импрессионистов.

В следующие годы он отказывается от мечтательной неопределенности, придающей картинам столь глубокое очарование.

С1892 по 1980 год художник жил в основном в Германии, изредка приезжая в Норвегию и Францию. В 1889 году в Христиании состоялась его первая индивидуальная выставка, для которой он написал ряд картин, в которых установил близкие отношения между персонажами и окружающей средой, будь то интерьер дома или пейзаж. Безмолвие, одиночество, надежды, мечтательность представляются пока еще изяществом деталей, приглушенной атмосферой, тонким освещением.

«Весна» - показательная работа в этом ряду. Две женщины, одетые в темные, пока еще зимние одежды, сидят у окна. Но свежий ветер северной весны колышет занавески, просачивается сквозь дневной свет, окутывает цветы, стоящие на подоконнике. В картине очень символичен свет, тень и свет содержат значение сцены. Терпеливое ожидание и пока еще только обещание лета.

В «Вечернем Разговоре» кажется, что пейзаж охраняет встречу пары, в то время как в «Ингер на берегу» он в полной мере передает одиночество девушки. Пейзаж у Мунка не фон, а космическое пространство, обладающее духом, олицетворяющим саму природу свидания или уединенности, мечтательности. Во всей своей живописи Мунк передавал это эхо космических размышлений.

В 1889 году Мунк уезжает во Францию для обучения и остается там до 1892 года. Он жил в Париже, Сен-Клу, на Ривьере. Мунк мечтает о серьезной работе и выбирает своим учителем Леона Бонна, очень официального художника. Мунк не был впечатлен инструкциями учителя и провел только четыре месяца в его студии. Мунку было ближе открытие новых живописных течений. Самое очевидное влияние в некоторых последовавших работах – Неоимпрессионизм, хотя строго он не применял методы пуантилистов. «Улица Риволи», «Улица Лафайет», «Весенний День на Улице Карла-Юхана» - это всего лишь несколько технических экспериментов. Для Мунка не важны были противоречия, возникавшие между различными стилями живописи, важнейшим вопросом было определить, какую из живописи определить как ЖИВОПИСЬ.

Элла Михайленко

Комментировать