Датский дизайн

Датский дизайн

Датский дизайн стал всемирно известным понятием, начиная с 1950-х, 60-х годов. Он отражает сущность датской культуры и само восприятия нации; удобство для пользователя, демократичный подход к жизни, дизайн, искусства и ремесла, мода доступные для всех. Определение «датский дизайн» подразумевает современные промышленные технологии, объединенные с идеями простоты и функционализма при проектировании архитектурных зданий, создании мебели, домашних предметов, драгоценностей, многие из которых со временем становятся предметами искусства и в то же самое время находятся в производстве и использовании. Самые знаменитые примеры – стул «яйцо», PH-лампа, Оперный театр в Сиднее, проект датского архитектора Йорна Утзона.

В стране, где довольно продолжительная зима, не радующая обилием продолжительного света, дом и украшение интерьера является первоочередной задачей. Датчане с огромным удовольствием проводят большую часть времени на воздухе в летний период, но зимой в виду необходимости, связанной с климатическими условиями приходится находиться основное время в закрытом помещении. Дизайн интерьера всегда играл ключевую роль для датчан. И надо признать, что большинство датчан в состоянии легко назвать имя проектировщика стула или лампы в их доме.

Датский дизайн трудно описать словами, но он очевиден для восприятия. Его иногда называют Датский Функционализм.
В основе классического функционализма лежит идея, что все проекты (здания и сооружения) должны соответствовать протекающим в них производственным и бытовым процессам или функциям. Функционализм возник в Германии и Нидерландах; школа «Баухауз» и голландский архитектор Питер Ауд являются основоположниками. Цель международной школы функционализма, преподнесенная формами, выработанными Баухауз, французским архитектором-модернистом Ле Корбюзье, состояла в том, чтобы воплотить индустриальную эпоху, технологии века машин через архитектуру и предметы дизайна.

В Дании же у функционализма не было такого революционного содержания, он был далек от твердых геометрических форм международного функционализма. Датские проектировщики объединили новейшие тенденции с родными традициями и высокопрофессиональным мастерством. Творческие проекты  Кааре Клинта являются прекрасным примером смягченного датского представления о функционализме.

Частично из-за того, что Дания небольшая страна, отчасти из-за артистической выразительности, многие датские дизайнеры работали и продолжают творить в более чем одном направлении искусства и дизайна, конструируя здания, проектируя мебель, создавая драгоценности, экспериментируя с промышленным дизайном. Но главный и искренний интерес датского дизайнера – удовлетворение интересов пользователя; простота использования, уважение к материалу, достижение незамысловатой и искренней красоты. Взять, например, всю ту же PH-лампу. Мало того, что она ограждает глаза от прямого света, она устроена так, чтобы висеть низко над столом и помочь облегчить взаимопонимание между сидящими за столом людьми.

Главной движущей силой были Датские кооперативные потребительские сообщества (FDB), координирующие совместную работу и сотрудничество супермаркетов с архитекторами, дизайнерами мебели, для производства, например, недорогой, но очень качественной мебели, так называемой «Народной Мебели».

В 1944 году производство начиналось с простых и здравых предметов интерьера и мебели, Первоначально это был скромный опыт из-за недостаточности материалов, дефицитом возникшим из-за Второй мировой войны. Но вместе с тем жизненная позиция требовала создавать только качественные вещи. Бёрге Могенсен был главным, кто отвечал за производство. Первая мебель представляла интерпретации знакомых типов; «виндзорское» кресло, американская шекер-мебель, шведские стулья в стиле «спиндл бак» (Spindle Back Chair).

В мире архитектуры датский Функционализм все же больше сосредоточился на функциональных возможностях, чем на эстетической привлекательности.

Одна из ключевых фигур в развитии датского дизайна – Кааре Клинт, он обучил целое поколение талантливых проектировщиков и основал школу мебели в Королевской Академии Искусства в 1923 году, в ней он сам служил профессором архитектуры. В 1927 году Гильдия Краснодеревщиков начала ежегодные выставки датской мебели, разработанной архитекторами.

Выдающиеся датские дизайнеры Арне Якобсон, Финн Джул, Могенс Кок, Вернер Пантон, Йёрна Утсон, Ханс Дж. Вегнер и многие ещё создали всемирно известные проекты.

В современные дни часто критически настроенный потребитель, предпочитающий индивидуалистический выбор и общее понимание необходимости развития в экологическом «жанре» меняют условия датского дизайна и стимулируют дизайнеров и изготовителей искать новые пути. Новое поколение, тем не менее, по-прежнему характеризуется интересом к несложным формам, превосходным качеством работы, верой во власть изменить качество жизни с помощью своих созданий.

Передовые дизайнерские компании при выборе новых проектировщиков предпочитают новшество, юмор, оригинальную датскую выразительность. Как, например стол «Петля», кресло "Яйцо", стул «Губи» демонстрируют интересные дизайнерские решения и служат признаком того, что можно ещё ожидать от датских проектировщиков в будущем.

И, хотя датский дизайн в большей степени уже не гомогенное понятие, таким, каким он было в начале, он все еще характеризуется общей перспективой и подходом, которые очевидны в легко узнаваемом выражении и стандартах качества.

Самый поразительный аспект датского дизайна – постоянное повторение классических форм, даже в наши высоко современные времена.

Элла Михайленко

1 комментарий на “Датский дизайн”

  1. Ангелина:

    Уникальность датского дизайна в том, что он значительно отличается от всемирно известного скандинавского дизайна. Например, наличием ярких цветов и оттенков.

Комментировать